Поиск:
Расширенный поиск
Лодочки – моторчики.Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? Ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло.А месяц - ночью.Козьма Прутков«Мысли и афоризмы»«Переменив центр тяжести, барка не стала кол*****сяи в полном соответствии с законами физики перевернулась.Общий вопль нарушил спокойствие реки.»Илья Ильф, Евгений ПетровДвенадцать стульевГлава ХХХIVВне зависимости от того, когда вскроются реки, можно сказать уверенно: они вскроются. В связи с этим многие рыболовы всерьёз подумывают о приобретении ПВХ – транцевых лодок (тут я говорю об этих лодках, как о «классе» вне зависимости от, собственно, химического состава и конструкции материала изготовления) и моторов к ним. Конечно же встаёт вопрос: а что покупать? Если Вы считаете, что выбор лодки – занятие простое, то должен Вас разочаровать – очень не простое и даже архисложное! Дело в том, что, как ни парадоксально, при наличие огромного количества информации о предмете разговора – почти вся она имеет рекламный характер, в той или иной степени. И следовательно, вероятность того, что покупку Вы совершите под влиянием рекламы крайне велика.Всё бы ничего, но иногда массовые заблуждения, вызванные доверием к информации, приобретают характер опасный для жизни человека. Чтобы этого избежать, перед покупкой комплекта «лодка – мотор», внимательно ознакомьтесь со всем нижеописанным и сами решайте, как к этому относиться.Действительно всё очень не просто и не так как это нам представляют. Я Вам сейчас одну вещь скажу - Вы не поверите... Вы даже можете попробовать поискать в своих связях шибко учёных людей и их "попытать", но найдёте только подтверждение общим потребительским ошибкам... Вот эта вещь: до сих пор фундаментальная официальная мировая наука не может дать объемлющую теоретическую модель возникновения упора винта и иже с ними (реактивный момент и пр.), тако же как и нет до сих пор полной теоретической модели условий глиссирования... С точки зрения теоретической механики по этому фундаментальному для судоходства вопросу до сих пор больше вопросов, чем ответов... Поэтому говоря о лодках – моторах, нужно оценивать не качество выбора этих "ингридиентов" качества Вашего судна, а качества комплекта... Существуют крайне редкие удачные сочетания и существуют все остальные... Есть только правило имеющее прямое отношение к вопросу (из теоретической механики и науки с названием «fuzzy logic» - нечёткая логика): улучшение обводов днища (а это очень условный параметр... вы же понимаете...) влечёт за собой уменьшение мощностей мотора при сохранении условий глиссирования или наоборот: ухудшение обводов - ведёт к увеличению мощностей...Поэтому - то адепты гидродинамики, говоря об оптимальности выбора лодка – мотор, берут в учёт следующий параметр: какую массу выведет этот (конкретный) мотор на этой (конкретной) лодке в режим глиссирования...Всё бы хорошо, но при помощи потребительских декларируемых характеристик в паспортах Ваших лодок и моторов определить что хорошо, а что плохо нельзя совсем.... по определению... с точки зрения науки физики и гидродинамики... И естественно, сложно определить «что лучше»… Такая вот грустная история...Поэтому важно знать точно, чего Вы хотите от своей лодки...Есть разные (простые и сложные) системы, которые помогают оптимизировать выбор, но применить их на практике значительно сложнее, чем подсмотреть как у кого что глиссирует... Использовать (и покупать) нужно проверенные "комплекты", причём мнение об этих комплектах должно быть составлено квалифицированным или очень опытным и грамотным человеком... Но и тут возникает проблема: а кого считать квалифицированным, если полностью обоснованных научно теоретических моделей нет в природе? Продавцов?... Ну-ну... Если Вам заявляют, что они в этом разбираются («очень хорошо»), то они видимо, умнее докторов наук, академиков?... Им надо срочно менять работу и усиливать собой «щербатую» российскую или мировую науку… Посему у нас (как у "потребительской категории") реально есть всего два варианта выбора: или Вы покупаете то, что есть, и у Вас не возникает проблем с эксплуатацией (потому, что Вы о них никогда не узнаете - будете думать, что так и надо...) или максимально рассчитываете Ваш комплекс «лодка – мотор»... И то и другое (в большинстве случаев) приводит (с учётом всевозможных неучтённых обстоятельств) к постепенному увеличению длины лодок - объёма кокпита (внутреннего полезного объёма) и увеличению мощностей моторов...И всё вышесказанное относится и к Зодиакам и к Мнёвкам и к Уфимкам и к Квиксильверам и к Корсарам и ко всем остальным ПВХ – транцевым лодкам в равной мере и вне зависимости от ценовой категории. А если это так, то зачем платить втридорога?.. Попробуем слегка разобраться в некоторых вопросах, которые возникают и не находят решения в пытливых рыболовных умах наиболее часто.В своих расчётах при выборе нужно от чего – то оттолкнуться. Оттолкнёмся от полной массы лодки и груза, и от мысли, что перемещаться мы должны в режиме глиссирования (об этом ниже). Для расчётов нужно сложить величины: полную массу лодки (я пишу здесь «полную», поскольку есть ещё люди полагающие, что полная масса лодки не включает в себя массу пайола, например…), полную массу мотора, полную массу пассажиров и груза. Полученную сумму нужно разделить на мощность мотора в лошадиных силах. Если полученное значение не превышает 30кг/1 л.с., то Ваша лодка (теоретически) сможет выходить на режим глиссирования. Пользуясь этой формулой, следует помнить, что при приближении значения к 30 кг – выход в режим глиссирования будет осложнён (в разной мере у разных лодок), так как вступают в силу конструктивные особенности обводов днища лодки.Некоторые водномоторники утверждают, что установка мотора максимально допустимой для выбранной лодки мощности – излишня. Позволю себе с этим не согласиться. Вот обоснования.При переходе из режима водоизмещения (движение лодки со скоростью до 10 км/ч) в режим глиссирования (движение со скоростью от 18 км/ч) лодка должна преодолеть «горб сопротивления» (резкое пороговое снижение площади смоченной поверхности днища) - это для неё самое сложное занятие. Иногда для преодоления горба сопротивления не хватает половиночки лошадиной силочки или один задрипанный лишненький килограммчик в Вашей лодке не позволяет ей «выскочить на редан»… А это иногда очень существенно, поскольку влияет ещё и на удельный расход горючего. Производители СОЗНАТЕЛЬНО и очень сильно (по моим расчётам - 3-5 раз!!!!) завышают (идеализируя опытную ситуацию) исходные качественные характеристики производимых ими судов. Отсюда следует, например, что глиссировать лодка длиной 330 см с полной "паспортной" загрузкой под мотором 10 л/с будет, но вывести полную "паспортную" нагрузку (массу) в режим глиссирования (то есть преодолеть "горб сопротивления" – а именно для этой цели и нужен мотор максимальной допустимой мощности...) не сможет... или сможет только в самых идеальных (для преодоления горба сопротивления, например при прыжке с волны...) условиях, а это небезопасно с точки зрения эксплуатации, особенно при условии отсутствия достаточного опыта для мгновенного реагирования на возникновение критической ситуации...Потому и говорю всегда и обо всём: о том, что ситуация была критической большинство потребителей узнаёт всегда post factum, ведь слово "пронесло!" - это классика у каждого!!!! То яйца взрываются в «микроволновках», то «кривозабортированное» колесо пойдёт «на выстрел» у «короткостриженного гонщика» на «Мерседесе», то оверкиль через транец… ХХI век…Меня поражает другое: как мы живы до сих пор?! Ещё одна характерная деталь (вполне обоснованная теоретически и подтверждённая практическим опытом) при выборе ПВХ – транцевой лодки: увеличение безопасности плавсредства (моторная лодка) происходит при ОПТИМИЗАЦИИ качества выбора, а не при увеличении "цены вопроса"... Причём реальная разница в цене между оптимизированным комплектом и комплектом представляемым производителями - продавцами, как "оптимальный" – часто получается ОГРОМНОЙ!!!Существует также классическая ошибка, связанная с влиянием «человеческого фактора». Моё утверждение: человеческий фактор ВСЕГДА являлся, и является, и будет являться отрицательным для безопасности... Я бы даже так сказал: наличие человеческого фактора ВСЕГДА кратно уменьшает безопасность человека.Поэтому реальные характеристики ВСЕХ утилитарных технических средств, используемых человеком должны КОНСТРУКТИВНО учитывать его (то есть человеческого фактора) отрицательное влияние.Теперь об общем.ПВХ – транцевые лодки - это глиссирующие суда. Об этом нам говорит малая высота надводного борта, отсутствие развитой надстройки, отсутствие пассивных и активных средств оповещения присутствия на воде (у этих лодок нет кругового огня на клотике, рынды, радиооповестительных и радиолокационных средств). Поэтому основным режимом движения по акватории, разрешённой для их использования, является глиссирующий режим (то есть «над водой», «над волной», а отнюдь не «между волнами»). В режиме водоизмещения эти лодки могут двигаться при необходимости. Это отнюдь не значит, что эта необходимость может быть вызвана недостаточной мощностью мотора. Судоводитель лодки должен сам выбирать режим, движение в котором безопаснее, а недостаточная мощность мотора – это существенное ограничение этого выбора. Если мощность мотора не позволяет Вам (хотя бы кратковременно…) двигаться в режиме глиссирования при волнении, то Вы становитесь «незаметными» для более крупных судов и ввиду потери управляемости или хода (а это - бедствие) вряд ли сможете уйти с их фарватера (а это – крушение или катастрофа).Некоторые пояснения вышесказанному.Для движения при волнении есть только два значимых параметра любой лодки, которые увеличивают её качества: 1) высота надводного борта и 2) обводы днища. Уменьшить высоту борта у ПВХ - транцевых лодок производители смогли предложив нам только надувные борта, улучшив при этом параметры непотопляемости и статической остойчивости. Но это вовсе не значит, что лодку не может, например, "накрыть". Очень даже может... А вот целенаправленно двигаться в режиме водоизмещения лодка (при невозможности выйти в режим глиссирования из - за недостаточной мощности мотора), если её постоянно "накрывает волной" почти не может... А обводы днища у ВСЕХ «надувнушек» почти одинаковые! И они далеко не самые лучшие! Есть даже такое понятие: корпус лодки не справляется с разведённой волной...Стоит заметить также, что у волнения различают высоту, амплитуду, шаг. И что высота волны 0,5 м – это волна с амплитудой до 1 м. Даже при таком волнении Вас уже не видно на воде между гребнями. И стоит помнить о том, что, например, река Обь (или почти любая другая крупная река), а она, бесспорно, попадает в категорию разрешённых для использования на ней ПВХ – транцевых лодок, ввиду наличия сильного разнонаправленного течения является непростым (по характерным волновым ситуациям) водоёмом для всех малых судов, к каковым относятся и все ПВХ – транцевые лодки. Ещё пояснения.Во всей литературе (художественной, теоретической и практической) связанной с мореплаванием и судоходством проводиться (и очень отчётливо подчёркивается) смысловая разница между словами "ходить" и "плавать"... и вот почему: судно в процессе перемещения по воде должно сохранять курс и ход, то есть "идти" (а «плавает» то, что «не тонет»…). В отличие от наземного транспорта (с понятием «скорость»), суда перемещаются по воде, которая сама может иметь свою скорость и направление, следовательно: измерение скорости и направления движения судна возможно только от значений скорости и направления течения воды. В этом и состоит разница между ходом и скоростью. Невозможность сохранять курс и ход называется БЕДСТВИЕМ. При мощности мотора, который не может справиться с волнением или течением - Вы уже терпите бедствие.При конструировании лодок производители должны учитывать, что Вы, как «истинно русский» (а я пишу на русском языке, значит для ВСЕХ русских, для ВСЕХ способных понимать русский) судоводитель, всегда будете стремиться "нагрузиться по - полной", и соответственно можете поставить свою жизнь под угрозу, если Ваше судно не справиться с текущей волновой ситуацией...Им известны недостатки ПВХ - транцевых лодок: плохая всхожесть на волну (это термин), плохая устойчивость на курсе при волнении, даже не превышающем допустимые для данной лодки пределы, малая высота надводного борта (эти недостатки ПВХ лодок вызваны, в первую очередь, огромным запасом непотопляемости, распределённым на всю длину судна), я уже не говорю об отсутствии «комфортности» на волнении… Поэтому они пишут на транцах (пример): рекомендуемая мощность 10 л.с., максимально допустимая 15 л.с..Эта надпись говорит нам о следующем (тут я буду переводить с русского на русский): Если Вы, судоводитель, поставите на транец мотор меньше 10 л.с., то можете оказаться в условиях (например, при сильном волнении и полной загрузке) с которыми судно не справиться - оно потеряет устойчивость на курсе и может потерять ход!!!! Имеет смысл сказать также о том, что 10 л.с. (к примеру) - это тоже мало, поскольку с точки зрения производителя, Вы (как судоводитель) ОБЯЗАНЫ хорошо ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в волновой ситуации, а эти навыки даже с опытом приходят не у всех.Поэтому (я всё ещё перевожу надпись на транце) они считают, что мощности в 15 л.с. будет достаточно для того, чтобы лодка была управляема, сохраняла устойчивость на курсе и ход при любых вариантах загрузки, если Вы находитесь в зоне водоёма разрешённой для плаваний на лодках выбранного класса (а это тоже понятие из правил судовождения).Выводы, на любой из которых я могу привести серьёзные аргументы, касаются непосредственно эксплуатации, причём я, естественно не могу говорить здесь о предпочтительных размерах судов, потому, что это вопрос к Вам, а не ко мне, он касается количества участников Ваших походов и их дальности:1) Материал ПВХ - транцевой лодки не должен быть ниже 850 гр/кв.м. Замечу, что в этом параметре различают плотность и удельную массу, то есть масса 850 гр/кв.м – это совсем не плотность 850 гр/кв.м. Почувствовали разницу? Как Вы думаете, что написано в паспорте вашей лодки по этому поводу?.. Плотность материала или его удельная масса?2) Килеватость на миделе (ближе к носу лодки) не должна быть большой (например, некоторые модели лодок испытывают в движении ходовой дифферент на корму из-за большой килеватости на миделе, что вызывает эффект дельфинирования и ухудшает параметры мореходности и всхожести на волну, то есть вызывает потерю управляемости и курсовой устойчивости, это особенно заметно у брэндов Suzumar и Stingrey).Чуть подробнее об этом.Ходовое положение «ровный киль» - это правильное положение судна во время движения, в отличие от положений судна «дифферент» или «крен». Если загрузка лодки с развитым килем на миделе существенно ниже максимально допустимой, то при движении это вызывает дифферент на корму и (как следствие) эффект дельфинирования. Следствиями же дельфинирования всегда считались - потеря скорости (хода) и потеря управляемости. То есть, при этом варианте загрузки использование лодки в условиях волнения недопустимо. Об этих характерных конструктивных особенностях использования своего судна Вас вряд ли предупредят производитель и дилер. Далее. При остальных вариантах загрузки судна, то есть от средней до близкой к максимальной, судно в движении имеет ровный киль. В этом случае подъёмная сила развитого киля (он же надувной и всегда стремится «всплыть») в районе миделя компенсируется загрузкой носовой части (векторы этих сил в статическом положении противонаправлены), а также лодка обретает дополнительные погруженные плоскости (и, соответственно, площади и, соответственно, дополнительную подъёмную силу на ходу) на скуле (ибо развитый киль на миделе образует скулу). На волнении в пределах допустимой величины плоскости скулы создают бортовые крены судна из-за разницы скоростей боковой набегающей волны или разницы в давлении оказываемом на стороны скулы. Что, бесспорно, понижает параметр всхожести на волну во всех режимах движения, понижает параметр устойчивости на курсе, и как следствие из этого – понижает параметры мореходности. Даже при ходе «на волну» развитый киль даёт сильный «останавливающий» эффект из – за большого лобового сопротивления, то есть вызывает потерю хода. 3) Транец должен быть впаянным, а не вклеенным. Этому мнению можно оппонировать, но я от него не отрекусь.4) Пайол (пол) ПВХ – транцевой лодки должен быть изготовлен из фанеры. Причём на некоторых моделях лодок используется не «простая водостойкая», а «морская» фанера, качества влагостойкости и плотности которой значительно выше. Основным «плюсом» алюминиевых пайолов (и пайолов air-deck) для производителей является увеличение отпускной цены готового изделия. А основным минусом с точки зрения эксплуатации является мгновенная невозможность использования лодки при изломе пайола – лодку мгновенно начнёт «рвать» остренькими алюминиевыми краями. Прокол надувного пайола «air-deck», также мгновенно приводит к невозможности использования лодки без его ремонта. Чтобы привести все аргументы в пользу фанерного пайола и против других его видов, мне бы потребовалось написать отдельную статью, но я просто снова приведу своё мнение: Пайол ДОЛЖЕН БЫТЬ ФАНЕРНЫМ!5) В наличие должны быть надёжные вёсла и крепкие уключины, а не "весло-гребок", как у некоторых лодок («Quicksilver» и др.).6) Борта лодки должны быть оснащены леерами (желательно снаружи борта) в обязательном порядке.7) Обязателен привальный брус по всему борту (он же – брызгоотбойник, он же – условная «ватерлиния») и килевая накладка.8) Мотор должен быть не менее максимально допустимой мощности. По выбору мотора скажу то же, что и всегда говорил: если Вы в состоянии довести его "до ума" и обслуживать, то можно брать русский (при должном уходе они ничуть не менее надёжны, чем импортные…, а в чём – то даже превосходят «иномарки»), если это не так (или Вы не хотите этим заниматься, или у Вас на это нет времени, или...), то нужно брать мотор производителя, который имеет квалифицированный сервис в вашем городе, название брэнда и тактность не имеют решающего значения. Опытные водномоторники определяют "квалифицированность" сервиса по наличию у него отдельного помещения с вытяжкой и наличию "испытательной ванны" для проверки моторов.Во всём описанном можно было бы сослаться на статистику, на цифры… Но статистики такой нет и быть не может (в текущей социоэкономической ситуации) - её собирать экономически не выгодно... ведь если есть информация, то трудно её утаить в мешке... это же ТАКОЕ ШИЛО!!!! Оно и так торчит со всех сторон! Пока получается убедить всех, что всё хорошо - продажи будут расти...Ну и помните главное: будьте осторожнее всегда, спасти Вас может только Ваш ум и Ваш опыт. Надейтесь только на них.Станислав Гайсин«Клюёт»г. Сургут2007, март - апрель __________________
Delicious Digg Facebook Fark MySpace