Поиск:
Расширенный поиск

Чувал - один из южных хребтов Северного Урала. Высота Чувала - 912 метров над уровнем моря. Мансийское название Чувальского хребта - Севал-Павыл-Нер, что означает "каменная печь". От хребта берут свое название и стекающие с него речки: Верхняя, Средняя и Нижняя Чувалки, которые в период таяния снега (май-июнь) превращаются в бурные потоки, а летом это небольшие ручейки.При подъеме на Чувал происходит смена нескольких природных поясов, на самом верху находится гольцовый пояс и высокогорное болото. На вершине Чувала много красивых камней-останцев, есть группа останцев с названием "каменные портреты" (они действительно напоминают застывшие в камне лица). Склоны Чувальского хребта покрыты курумником. Курумник - каменная осыпь.

Чувал заинтриговал меня еще в том году, когда мы ездили в Вишерский заповедник. С приходом лета, желание побывать на вершине Чувала воплотилось в реальность. Неделю назад Сергей, узнав, что я хочу побывать там, поддержал меня и по планам в эти выходные мы были должны покорить его. Но, как говорится: человек предполагает, а судьба располагает, Сергея не отпустили с работы. Найти компаньона, кто отважится на такую аферу нелегко. На моё предложение покорить Чувал вопрос: А зачем? Убивал!  Наконец нашелся человек, который не задал этот глупый вопрос!

У нас много красивейших гор Северного Урала. Ветлан, Полюд, Помененный камень, но все эти горы уж больно сильно истоптаны туристами. На Чувал  простой прогулочной походкой не дойти. До Чувала с Соликамска 300 км, в  23.30 Выехали из Соликамска. Утро Северного Урала с каждой минутой поражало соей красотой!

С высоких гор спускается туман. Горы острыми вершинами рвали облака, вырезая из них причудливые узоры.

С небес на землю, из  300 км асфальта было всего 100.

Поплутав по таежным дорогам к 9.00 прибыли на 71 квартал, начало вишерского заповедника.

Впереди ждал нелегкий путь, необходимо быстро и калорийно позавтракать. Огромное спасибо китайскому народу за вермишель  Б/П! Предлагаю вашему вниманию «быстрый костёр»

После 300 км пути перед нами предстала водная преграда Вишера!

Проехали, проплыли….и  пошли.

Пешие прогулки я вам скажу!! Мы не имели представления куда идти, на горизонте виднелась гора, взяв азимут, двинулись в тайгу.

Артем, с кем шли, очень точно сравнил, гору с женщиной. Да, действительно желание покорить её, было сравнимо с желанием овладеть прекрасной из  женщин! Глядя, как облака ласкают гору, сердце замирает так же, как замирает от взгляда богини. Возможность прикоснутся к тому недосягаемому, будоражит мозг!

Так получилось, что мы, не знав дорогу, двинулись параллельно ей, познав все «прелести» тайги. Случалось вам в лесу или через ручей ходить по бревну?  Вступаешь на бревно, проверяешь насколько оно устойчиво, скользко, и собравшись, осторожно по нему переходишь, контролируя каждое своё движение.

После трех часов перехода по завалам, контроль ослабел. Ты не уверен, сможешь преодолеть препятствие или нет. Ты понимаешь, если ты свалишься с бревна и что-то сломаешь, тебе очень сложно будет отсюда выбраться, если твой напарник упадет, будет то же самое. Эта смесь адреналина и свободы давала нам силы на движение вперёд. Время от времени на нашем пути встречались какие-то просеки в лесу, но тут же таяли в гуще елей, и снова завалы, непроходимая тайга. На каждый час мы заводили будильник в телефоне, делали привалы. Кроны кедров и пихт, плотно застилали горизонт, мы даже не видели хребет горы Чувал. Наконец в верхушках деревьев озарился сизый разлом Чувала!

Радости не было предела, открылось второе дыхание! Как будь-то, по пояс разделась, снова сравнил гору с женщиной Артём.  Через четыре часа мы вышли на французскую тропу, по которой изначально должны были идти, она проходила вдоль подножья Чувала и огибая  гору выходила к  более пологому восточному подъёму. Если идти по ней, это минимум ещё 6-7 км пути, так долго откладывать встречу с облаками мы не могли! Уставшие, но раззадоренные скорейшим финишем мы пошли вверх! Тайга сменилась не высоким лиственным лесом, сплошь окутанным папоротником. С каждым шагом наклон горы увеличивался, под ногами стал появляться курумник, это большая каменная осыпь. Здесь опасность заключалась в том, что камни сплошь поросли лишайником, неловкое движении и твоя нога соскальзывает с него, либо проваливается в пустоты между камней.

Напряжение было настолько высоко, что через 20 шагов приходилось останавливаться! На глазах менялся и ландшафт горы, вскоре нас стали окружать изогнутые березы, малые кедры и великое множество можжевельника. Обильное количество разных цветов заинтересовало нас, подойдя ближе мы увидели родник. Это была божья роса! На высоте более 800 метров бил родник!!!

Наконец мы добрались до маленького уступа на горе, где решили разбить лагерь.

Оставив рюкзаки, взяв с собой бутылку водки и закуску, ринулись на вершину горы. Вскоре кривые березы остались позади, впереди была лишь каменная осыпь..

Порой приходилось ставать на четвереньки, чтоб преодолеть камни, хлипко лежащие друг на друге.

Ветер… Именно ветер срывал наш мозг и гнал наверх, теплые он солнца камни встречали нас, как своих. Да мы здесь!!

Первый раз обернувшись назад я увидел ту тайгу, которую три часа назад мы топтали, светлой полосой резала тайгу французская тропа, которую мы так усердно  искали в начале пути, тень облаков причудливо рисовала на земле невиданных зверей.. голова закружилась, я инстинктивно присел. Оставалось каких то 200 метров до горизонта!

Вы трогали горизонт рукой? Я ДА!!!

Чувал открылся тундрой, карликовые березки, ягель, неизвестно откуда взявшееся ель. Вершина Чувала представляла собой огромную равнину, на середине которой был высокий холм! На протяжении всего пути мы мечтали очутиться здесь, и мы здесь!

Виды открывшиеся нашему взору поражали глубиной воздуха, Тулым с высотй 1500 был в 5 км от нас, на его склонах лежал снег. Мы очутились в другом мире, в мире, где есть только свобода, ветер и мечта. На протяжении всего пути мы не встретили ни одного признака цивилизации, что ещё более скрашивало наш поход.