Поиск:
Расширенный поиск

 

                                                                 

                                                        РЕКА ЧУДНАЯ.

В очередной раз указательный палец двигался по карте Пермского края. Стоп, река Иньва.

Давно мечтал там порыбачить, долго собираться не пришлось, звонок Леше и вот мы вдвоем едем покорять просторы коми пермятского округа. Тогда я и не мог догадываться, какие приключения нас ждали впереди…. 

  Пробили новую дорогу, и наш путь сократился более чем на 80 км. В машине как всегда было весело, предвкушение новой порции адреналина гнало ниву, как лодку под парусом. Из Соликамска выехали около 3ех утра в надежде к 9 быть на Иньве. В половине десятого мы были в селе Архангельское, оставив машину, бодро зашагали к реке. Приезжих, судя по машинам, было не много, в основном по реке сновали  местные комипермяки, резво бормоча на своем языке. На вопрос, не сыро ли в валенках по такой наледи ходить? Отвечали- Коть лапти, коть сапоги, один куй обутый. Их отношение к приезжим рыбакам забавляло нас, на льду царило веселое настроение, подогретое хорошим клевом и алкоголем. Местные, не стесняясь, подсаживались к нам выпивали, закусывали, делились с нами своими рыбными местами. До полудня клевал «суповой» окунек грамм по80-100, потом было затишье, а после часа начал попадать подлещик грамм по 300- 500 к двум часам нашел-таки лунку, где подлещик брал с завидным постоянством. Только вошел в кураж, как с боку слышу:

-Ногу-то убери, пробурю, передо мной стоял местный углашек лет 10-12 с огромной шапкой на голове, в руке держал дедовский бур, с чашей вместо ножей.

-Тебя как звать, пацан?

-Витькой.

-Скажи Витька, где бы нам в деревне переночевать можно?

-Лунку дай порыбалить, я тебя вечером к деду Матвею отведу, он добрый, всех пустит.

-Ну, смотри малой обманешь..

- Не дядька точно отведу.

Вечером Витька нас повел к деду Матвею. Идти пришлось аж на самую околицу деревни, среди запорошенных коттеджей дачников,  дом деда Матвея смотрелся, как сказочная изба, сугробы на крыше казались идеально симметричны, дым из трубы валил ровной струйкой. С крыльца на нас с лаем выбежал лохматый пес наверняка какой-то породы.

-Лысый прочь, прочь!! Закричал Витька.

-Почему лысый? Вроде наоборот лохматый, поинтересовался я.

-Его летом дачники с города привезли щенком, а он к осени экзему подхватил, вся башка без шерсти была, страшной. Сначала задавить хотели, дед Матвей сказал вылечит, клюквой мазал, смотри все и зажило. С тех пор его лысым и кличут.

- Ну ладно, я побег, мамка ждет! Витька побежал в обратную сторону, Лысый рычал на нас из подворотни. Постучали в дверь.

-Коли гость, заходи, коли враг уходи!

Датый наверно старик, если под шафе легче о ночлеге договориться будет. Открываем дверь. Бревенчатые стены, будто из калиброванного  бревна, глянец пола поражал блеском, хотя доски были не покрашены, половики лежали крест-накрест, в правом углу горела лампадка, первая мысль, пришедшая в голову - наверно в такой избе и родилась Россия. Только сейчас я понял выражение -  русским духом пахнет!

Дед Матвей оказался высоким худощавым стариком с куцей седой бородой, лукавый прищур его глаз говорил о том, что в любой компании он будет своим, к таким людям сразу проникаешься уважением.

-Дед Матвее..

-Откуда будете? Перебил нас старик.

-С Соликамска.

- Далеко занесло, а котомки то ваши где?

- Мы дед Матвей спросить, на ночь не пустишь? А барахло в машине.

-Звать как?

-Я Саня, он Леха.

-Машину здесь поставьте, никто не тронет, хорошо, что ко мне зашли, будет с кем поболтать…

   Сказать, что дальнейший разговор с дедом Матвеем перевернул все мое мировоззрение, значит не сказать ни чего!! Самое интересное, что нет ни какого желания изучать, опровергать, искать истину, в том, что далее приключилось с нами. Данная история не является выдумкой делюсь с вами ей, чтобы вы знали….не все так просто там, где нам хорошо.

   Опустим все, то, что происходило до того как мы сели за стол. Дед Матвей достал, чугунок с картошкой и ладку со вчерашним зайцем, на петли ловит, с нашей стороны 0,7 всем известного продукта и разные городские вкусности, умело слепленные производителями из сои. Непринужденная беседа о рыбалке и охоте длилась не долго. Проникшись к нам уважением, как к настоящим таежникам дед Матвей, внезапно перешедший с коми пермятского языка на украинский язык, сказал:

-Слухайте и дивитесь, было это 30 годков назад….

Трое нас на селе промыслом занимались, я средь нас самый младшой был, Никифор старший, Алексей чуть старше меня был, он нас впервой на заветную заимку к озеру и привел. Заимка у нас на Чуйском озере была. Ходу пешему туда три дня, к концу второго дня, ждали, когда ручей встанет и на утро третьего дня силки, черканы, пружки на зайца, пасти на росомаху, да на куницу ставили. Промысел у нас богатый был, не раз такого не было, чтоб ловушки пусты были. Знай ходи не ленись, сколько раз пройдешь столько зверья и принесешь. В дорогу с собой брали немного, краюху хлеба, муку да соль, шмат сала не всегда брали, а бутыль с самогоном обязательно! В тот день как обычно все было, пока шли ловушки ставили, да следы примечали. Мы дней по 3- 5 там жили, больше нельзя было, добра за раз не унести. К вечеру у зимовья были. В избушке печь протопили, ну значит и сели за стол, закусывали,  выпивали, да дню радовались. Вдруг около десяти вечера в сенях слышим, будто коза в сенях копытами бьет, и еле блеет. Поначалу думали, что чудится каждому, а когда переглянулись, поняли, есть там кто то. Я к двери подошел, пытаюсь открыть, а снаружи будь-то, подперли. Жутковато стало. Никифор плечом уперся, толкает, Лешка сзади с фонариком стоит. Вдруг дверь резко распахнулась, мы с Никифором в сени пали, Алешка то фонариком посветил в луче света огромный хвост с рыжею щетиной  озарило..

    В этот момент рассказа на крыльце у деда Матвея раздался звон падающих ведер. Мы с Лехой чуть с лавки не упали, по спине волной пробежал холодок, в туже секунду превратившись в жар адреналина, дверь в избу отворилась, и вместе с холодом в хату ввалился Витька.
- Дед Матвей я у тебя заночую, а то батька опять пьяный пришел, гонять будет.

-Ну, леший напугал, выдохнул дед Матвей, дверь запри за собой.

- Цигарки есть? Поинтересовался дед Матвей.

- Не а, бросили, хотя в бардачке какая-то пачка валялась. Леха побежал в машину искать сигареты. Через пару минут вернулся держа пачку кеnta. Дед Матвей не спеша закурил, выдержав паузу, продолжил свой рассказ.

  Дак вот, Никифор сразу схватил ружье и дуплетом выстрелил в темноту. Вернулись в избушку, только сели за стол, как раздался звон стекла, оконная рама вдребезги разбилась об пол, метель дико завывала в окно. Дыру в стене забили досками. Ну вроде все, можно спать ложится. Только улеглись, как вдруг в стену избушки, будто кто бревном ударил, со стола, прижатому к стене, попадала вся утварь, мы вскочили, схватив ружья. Всю ночь мы не спали, да какой там сон, до утра бы дожить. Утром вышли из избы, ночью мело, но вокруг дома явно были видны следы, след был глубокий, но не понятно чей, через каждые 1,5 метра была видна канавка от хвоста. Решили идти по следу, но следы заканчивались возле первого дерева, снегу на дереве не было, видно на него залез и исчез. Немного побродив мы больше не нашли его следов и пошли проверять силки. Все ловушки были сработаны, но не в одной из них не было зверья. К трем часам собрались ставить сети на Чуйском озере, до темна возились, выставили. Вечером Алешка сказал: надобны стакан с самогоном в сени выставить, задобрить. Так и порешили. Спать легли с опаской, но уснули как убитые. Проснулись аж к 10 утра. Первый в сени пошел Алешка выходит, да как заорет, Господе Иисусе и давай крестится, да назад пятится. Мы с Никифором подбежали и видим: в стакане, где самогон налит был, щетина рыжая до самых краев и вся шевелится, думали там вши, да блохи, а ближе подошли, пригляделись, нет каждая щетинка, как живая, чудно так изгибается. Никифор стакан схватил да в снег его, щетина сразу шевелится перестала, а потом и вовсе на глазах исчезла. Не поняли мы тогда чего-то, может дар какой был, а мы его на землю… Пошли в этот день домой, все ловушки наши переломаны были, в сети рыбы едва-едва по ухе хватило. Тяготило нас все как то, с тяжелой душой домой возвращались. Через пять дней, как пришли Никифор тяжело захворал, а через две недели помер, врачи так болезнь и не определили. Алешка после этого промысел всякий забросил, а после и вовсе к сестре в Кудымкар уехал.

  Все эти годы, одна мечта, там побывать, да стар я, не дойти уж.

Деда, а это черт был? Сказал Витька, выглядывая с печи.

Не знаю, я думаю Леший, эх подарка не вразумили! Туда бы сейчас!

   Сразу после этих слов у Лехи зазвонил телефон. Звонил друг  Алексея Федор, он сообщал, что находится в деревне возле Кудымкара у брата жены, что есть снегоход и возможность съездить в верха Иньвы и если Леха сегодня выйдет из Соликамска, то утром будет на месте, и рванем.

  Закрыв трубку ладонью, Леха спросил - а что дед Матвей, на снегоходе туда прорвемся?

Глаза старика заблестели, схватил себя за подбородок, скрывая радостную улыбку, конечно, только километров 7-8 идти пешком все равно придется.

    Леха Федору говорит мы уже с утра здесь и есть возможность съездить на рыбалку серьезную, нас трое сани бери!

А куда едем то?

В гости…..к ЛЕШОМУ!

  

 

Продолжение следует..

P.S. ВСЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ ВЫМЫШЛЕННЫЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ НАЙТИ ИХ НА КАРТЕ.

Delicious Digg Facebook Fark MySpace